Развитие новых территорий Москвы и первый год правоприменительной практики 43-ФЗ — об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к Москве новых территорий.
Участники пресс-конференции
1. Владимир Иосифович Ресин, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы, один из соавторов федерального закона 43-ФЗ.
2. Владимир Федорович Жидкин, руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы.
3. Константин Петрович Тимофеев, председатель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.
Обеспечение граждан современным комфортным жильем – одна из ключевых задач, поставленных президентом России. Решение этой задачи требует увеличения объемов строительства жилья к 2016 году до 100 млн кв. метров в год. Для сравнения: в прошлом, 2013 году, в России было введено 69,4 млн. кв.м жилья.
Для этого необходимы:
— глобальная модернизация строительной отрасли в целом,
— создание новых эффективных механизмов реализации градостроительных проектов,
— создание благоприятного инвестиционного климата,
— создание системы перспективного комплексного градостроительного планирования,
— формирование современного уровня инженерной и транспортной инфраструктуры на застраиваемых территориях.
Согласно статистическим данным Росстата, средняя стоимость строительства кв. м жилья в России в 2013 году составила 36,2 тыс. рублей. Примерный объем инвестиций, привлеченных в 2013 году в жилищное строительство – 2 трлн 512 млрд. рублей. Из них от 20 до 60% уходит на освобождение земельных участков, переоформление прав и инфраструктуру.
В Москве, с учетом новых границ, строится около 8,5 млн. кв. метров жилья и коммерческой недвижимости.
Особое место в инвестиционных планах Правительства Москвы занимают присоединенные территории (150 тыс. га). Масштаб коммерческих вложений, которые намечены для развития новой Москвы – 7 трлн. рублей, из которых 2 трлн. рублей – вложения в инфраструктуру.
Перед Правительством Москвы поставлена государственная задача – построить на присоединенной территории новый город с 1,5-миллионным населением и 1 млн. рабочих мест.
Новые (присоединенные) территории Москвы
· Новые территории Москвы присоединены к столице с 1 июля 2012 года.
· Общая площадь города Москвы увеличилась на 148,8 тыс. га (более чем в 2,5 раза) и составляет 251,1 тыс. га.
· В настоящее время на новой территории проживает 235 тыс. жителей и 220,0 тыс. сезонного (временного) населения на территориях дачных и садоводческих некоммерческих товариществ.
· Фонд недвижимости составляет 16,0 млн.кв.м., в том числе 9,9 млн. кв.м. жилья и 6,1 млн. кв.м. нежилых помещений.
· Более 50% территорий составляют леса (75 тыс. га).
· На присоединенных территориях образованно два административных округа города Москвы: Новомосковский и Троицкий, включающих 21 муниципальное поселение.
· Транспортная структура ТиНАО не обеспечивает транспортного обслуживания территорий с учетом современных нормативных требований.
· Инженерная инфраструктура развивалась без создания взаимосвязанной системы сетей и не обеспечивает потребностей планируемого нового строительства.
Стратегией развития присоединенных территорий планируется:
· Организация 1,0 млн. мест приложения труда.
· Возведение капитальных объектов недвижимости общей площадью около 100,0 млн. кв.м., в том числе жилого фонда 52,0 млн. кв.м.
· Увеличение населения до 1,5 млн. человек.
· Развитие социальной инфраструктуры и объектов рекреационного назначения, включая создание более 45 парков.
· Комплексное развитие транспортной и инженерной инфраструктур.
· Завершение разработки территориальных схем Новомосковского и Троицкого округов города Москвы.
Проект «Новая Москва»: основные планировочные принципы развития присоединенных территорий
· Комплексный подход градостроительного развития.
· Включение присоединенных территорий в единую планировочную структуру «Большой» Москвы при актуализации Генерального плана города Москвы
· Размещение объектов общегородского назначения, исходя из потребностей всей Москвы, включая создание Административно-делового центра и взаимоувязанное развитие улично-дорожной сети, объектов инженерной инфраструктуры, а также парков, спортивных сооружений и т.д.
· Принцип полицентричности развития территории, с равномерным распределением деловой активности.
· Образование кластеров по видам деятельности и соотношению количества рабочих мест, необходимых для города.
· Комплексное освоение территории жилой застройки, при котором возводится не только жилье, но и вся необходимая социальная инфраструктура: места приложения труда, дороги, школы, детские сады, места культуры и отдыха и т.д.
· Приоритет комплексной квартальной мало- и среднеэтажной застройки.
· Сохранение природно-ландшафтного потенциала.
· Развитие всех современных видов транспортной и инженерных инфраструктур.
Для скорейшей и эффективной реализации этих задач в апреле 2013 года был принят Федеральный закон № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Авторы законопроекта: депутаты В.И.Ресин, Л.И.Швецова, Д.В.Волков, Н.Н.Гончар, А.Б.Выборный, В.И.Долгих, М.А.Кожевникова, А.В.Жарков.
Закон четко регулирует отношения, возникающие при изъятии земель для решения государственных задач по развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры региона.
Закон призван соблюсти баланс государственных, общественных и частных интересов и регламентировать все виды правовых отношений, чтобы сделать процедуру изъятия эффективной и четко определённой для всех сторон.
На сегодняшний день основные положения закона вступили в действие:
· Сформированы адресные перечни строительства. Инвестиционная программа Москвы до 2017 года утверждена Мэром и в ближайшие дни будет опубликована.
· Все полномочия по резервированию, изъятию, формированию и оформлению земельных участков под строительство переданы Москве. Эти полномочия сегодня закреплены за Департаментом государственного имущества города.
· Принято соответствующее Постановление Правительства Москвы об особенностях подготовки и утверждения документации по планировке территорий (от 30.04.2014 N 235-ПП).
· Вопросы резервирования и изъятия земельных участков, изменение видов разрешенного использования, установление сервитута рассматриваются на ГЗК, где принимаются решения по результатам переговоров и согласительных процедур.
· До 31 декабря 2015 года действует норма, позволяющая размещение объектов, резервирование земельных участков без документации по территориальному планированию. Поэтому работа ГЗК в данной ситуации имеет особое значение.
· Закон устанавливает очень жесткие сроки для выполнения госорганами кадастрового учета и регистрации – 5 рабочих дней.
· Введение жестко регламентированных административных процедур и взаимодействие с частным партнером обеспечивает согласование интересов и сокращение времени на этапе подготовки и одновременного оформления разрешительной документации для начала работ до 6-9 месяцев.
· Механизмы изъятия недвижимости и земельных участков, прописанные в законе, не были задействованы в полной мере с участием судов и прочих инстанций. Успешно работают согласительные процедуры, результаты которых оформляются соответствующими соглашениями.
Правовое регулирование: реновация застроенных территорий на примере ТПУ и промзон, изъятие земель под строительство ТПУ
Программа строительства 255 ТПУ в Москве осуществляется на основе Постановления Правительства Москвы от 06.09.2011 г. №413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве». До конца 2014 года Правительство Москвы планирует рассмотреть на ГЗК и утвердить границы разработок проектов планировок всех ТПУ. До разработки и утверждения собственно проектов планировок градостроительное развитие территорий, попадающих в границы разработки, будет «заморожено». На сегодняшний день ГЗК одобрила для выставления на публичные слушания 13 проектов планировок ТПУ.
Кроме того, на ГЗК ранее были приняты решения по ряду производственно-коммунальных территорий, таких как Грайвороново, Ботанический сад, Московский комбинат хлебопродуктов (ул. 6-я Радиальная), Московский зеркальный комбинат. С точки зрения города, данные территории должны развиваться по принципу смешанного использования, чтобы на них сбалансированно появлялись рабочие места, жилье, социальные объекты, ритейл, развлечения, рекреации в виде парков и др.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.