Примирить прошлое и настоящее

Мой отец, Иосиф Ресин, прошёл мясорубку сталинских чисток и, можно сказать, чудом вышел из неё без относительно тяжёлых последствий.
За два года до ареста отца выдвинули на руководящую работу и назначили управляющим лесной промышленностью Белоруссии. Министром он стал в 32 года: в те времена такое случалось часто.

Его арестовали в 1937 году вместе с группой высших руководителей Белоруссии. Одного из них, Василия Фомича Шаранговича, первого секретаря ЦК компартии Белоруссии, судили на показательном процессе в Москве. На скамью смертников он попал вместе с членом Политбюро ЦК ВКП(б) бывшим другом и соратником Сталина Николаем Бухариным. Шаранговича расстреляли как врага народа. По всей видимости, отцу была уготована такая же казнь, только без показательного процесса в Колонном зале: всё-таки ранг его был для этого недостаточен.

Сплошные допросы, в том числе и с применением силы. Никого не оговорил и не предал, не подписал ни одной бумаги, как делали довольно многие, попав в застенки. А выйдя оттуда через год, снова работал на свою страну. Причём испытания не поколебали его веры в идеалы коммунизма и дело партии.

Вслед за ним я и сам начинал верить в идеалы коммунизма и его светлое будущее. Об этом молодым советским людям рассказывало радио, телевидение. Издавались книги, проводились торжественные мероприятия. Сейчас можно удивляться нашему единому порыву, наивной и даже где-то чистой вере в построение общества всеобщего благоденствия. Но я спрашиваю себя: неужели безверие лучше? И понимаю, что безверие – путь в никуда.

Это беда, когда не остаётся никакой веры или она подменяется. Более 30 лет назад я задавал себе вопрос: а у меня, человека, сформировавшегося в 60-е годы, какая вера? Во что, в кого? В Христа, в ленинские идеалы, в перестройку, демократию? Или во всё понемногу, в зависимости от обстоятельств и момента?

Тогда я для себя решил, что в первую очередь верю в Москву. В её людей, в её улицы, старые и новые здания, в строительство и стройкомплекс. Я ощущаю, что этот громадный город, мой город, выстоит и победит в любой ситуации. Мы строим, значит – и я, и мои дети, и внуки, все москвичи, все в России будут жить хорошо, будут счастливы. Для этого надо работать. Не играть в политику, не искать, к кому сегодня удобнее пристроиться, не рядиться в политолога, теоретика, пророка, а просто работать на совесть. Для моего города. Для моей страны. Для моего народа.

После развала СССР, даже при страшной необходимости удерживать на плаву разваливающийся на глазах стройкомплекс, город и страну, было это надсадное чувство, что нужна какая-то опора. Новая точка отсчёта, краеугольный камень, несущая стена для всего происходящего вокруг.

Ельцин не раз, выступая на собраниях перед москвичами, говорил, что в Москве при советской власти сломано свыше двух тысяч памятников архитектуры. В их числе были шедевры мирового значения, такие как Сухарева башня, Красные ворота, ансамбли монастырей и церкви, украшавшие Москву сотни лет.

Многие в 90-е были уверены, что все эти памятники восстановить невозможно: не было средств, в стране полно других проблем. Казалось, потомки только на картинках смогут увидеть, каким был самый большой собор Русской православной церкви – храм Христа Спасителя. Парадокс, но в то самое время, когда буханка хлеба стоила пятьсот рублей, а минимальная зарплата двадцать тысяч плюс буханка хлеба, именно и начался, а потом набрал силу процесс возрождения памятников историко-культурного наследия.

С чего началось возрождение? В Кремле – с Соборной площади. Ельцин и Лужков, поддержавшие московских ревнителей старины, реставраторов, восстановили Казанский собор и Иверские ворота. Отсюда, с Кремля и Красной площади, по Москве пошёл процесс воссоздания утраченного, реставрации старинных построек, обречённых советской властью на медленное умирание.

Вслед за Красным крыльцом и Казанским собором настал черёд храма Христа Спасителя. В январе 1994 года заложили первый камень по случаю «воссоздания храма Христа Спасителя». Святое дело благословил патриарх Алексий II. Он, как заправский прораб, контролировал весь ход этой всенародной стройки. Её поддержал президент, не мог иначе, так как эту стройку начал российский народ, которому необходимы были духовные ориентиры, опора на крепкую державу и вера, что с Божьей помощью Россия всё преодолеет. Вот так Господь каждому из нас показывал свою дорогу к храму.

Всего за пять лет «Моспромстрой», правопреемник и наследник элитного «Главмоспромстроя», во главе с крупным строителем Василием Морозом сделал то, на что в прошлом потребовался почти век. Мы не только возродили собор Христа Спасителя. Под ним сооружён другой, такой же вместимости подземный храм. А также музей, конференц-зал, гараж и другие заказанные Русской православной церковью объекты.

После этого процесс восстановления стал наращивать обороты. При Юрии Михайловиче Лужкове и следом, уже системно и комплексно, при Сергее Семёновиче Собянине. Стало ясно, что Программа воссоздания утраченных памятников – не дань моде. Это наша настоятельная потребность, стремление вернуть городу его былую красоту и славу. Наши труды и затраты окупятся интересом москвичей к истории своего города, ростом туристического потока, а значит, доходом в бюджет столицы.

Миллионы людей захотят увидеть то, что возрождается сейчас. Поэтому восстановлены храмы Большое Вознесение, Малое Вознесение. Стоит на своём месте прежде сломанная до основания колокольня Фёдора Студита, в стенах которой пел во время церковных служб Александр Суворов, прихожанин храма. Восстановили порушенную колокольню церкви, где венчался Пушкин.

В отреставрированном храме Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных восстановят сохранившуюся до наших дней роспись лика Спаса Еммануила, предположительно работы учеников В. Васнецова. Приход проработал проект воссоздания росписей. Масштабная работа уже разворачивается. Эксперты провели подробный анализ оставшихся фрагментов. К работе привлекают специалистов из ведущих вузов, которые занимаются воссозданием живописи.

По решению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина к этому процессу подключилась и Программа строительства православных храмов, которую я курирую 11 лет. 3а эти годы мы вместе со всеми её участниками возвели с нуля 107 храмовых комплексов с воскресными школами и духовно-просветительскими центрами. Установили ещё свыше ста сорока временных деревянных храмов.

Эта программа стала для меня возможностью примирить прошлое и настоящее. Советского юнца, который верил в идеалы коммунизма, и взрослого опытного человека, который уже видел, к чему приводят как слепая вера, так и безверие.

Владимир Ресин