Слабое звено — импортозависимость стройтехники

Строительство в любом государстве, при любом общественно-политическом строе – драйвер экономики.

Как я говорю — ее локомотив. Строительство заставляет экономику работать. Российский стройкомплекс – всегда был есть и будет локомотивом отечественной экономики.

Обеспечить четкую работу стройкомплекса страны нельзя без массированной и повсеместной отладки отечественной индустриально-промышленной базы, без проектного финансирования, а также без увеличения производительности труда.

Москва в этих вопросах на первых позициях. Более того, события последних двух лет подстегнули процессы новой индустриализации столицы. В авангарде московской промышленности — особая экономическая зона (ОЭЗ) «Технополис “Москва”» общей площадью 223 гектара. В нее входят одна производственная площадка в Печатниках и четыре в Зеленограде — «Алабушево», «Микрон», «МИЭТ» и «Ангстрем».

До конца 2026 года в Алабушеве власти намерены завершить строительство нового технопарка площадью в 150 тысяч квадратных метров. Инвесторы получат здания универсального назначения, которые можно использовать для размещения любых производств.
А площадка, на которой возводится Национальный космический центр на базе завода имени Хруничева или проект развития территории МГТУ им. Баумана, который планируется завершить в 2023-2024 годах?

Столичный стройкомплекс эти и другие мега-проекты воплощает в жизнь. Процесс требует современных материалов, инновационных технологий и соответствующего уровня кадров. Нужны темпы и высокая производительность труда. Строительство обязано быть высокотехнологичным, обеспечено всем необходимым для непрерывного строительного процесса. Одно зависит от другого.

Совершенно точно заметил вице-премьер Марат Хуснуллин, что невозможно «быть конкурентоспособными, когда производительность труда у нашего строителя в 2–2,5 раза ниже, чем у турецкого, и в 6–8 раз ниже, чем у американского».

Производительность – это и своевременное финансирование, и меры господдержки. Здесь совершенно недопустимо медленное доведение средств до подрядчиков и почти полное отсутствие «гибкости» госконтрактов.

Многие крупные стройкомпании, я уж о средних и мелких не говорю, жалуются на сдерживание выплат подрядчикам компенсаций по госконтрактам, включая удорожание из-за роста цен на материалы.

И в этом вопросе есть еще слабое звено: импортозависимость.

Пока она небольшая, около 5-10%. Однако проблема назревает не со стройматериалами, они у нас практически все отечественные, а с техникой, оборудованием, комплектующими.

В большинстве своем, строительная техника в России – это импорт. А значит, если не примем оперативно меры, можем остро почувствовать ее нехватку к концу 2024 года. И здесь я, как рожденный в Белоруссии, считаю необходимым по максимуму использовать возможности Республики.

Я понимаю, что яйца в одну корзину складывать не стоит. Нужно действовать параллельно: наращивать производство российской техники, заменять существующий парк импортной техники в компаниях на российские аналоги, активнее работать с китайскими компаниями. Но за всеми этими действиями стоят люди, квалифицированные кадры. Их уже не хватает, а значит нужно внедрять ускоренные программы профобучения и повышения квалификации. Должна работать система!