Государственная политика в сфере капитального строительства сегодня требует от всех, кто в нашей стране ставит перед отраслью задачи, формирует и воплощает градостроительные программы и строительные проекты, согласованности действий и четкого выполнения поручений Президента.
Правительство, Минстрой России, научная и профессиональная общественность работают по всем направлениям градостроительства слаженно и профессионально. Для выработки оптимальных решений, новых подходов к организации работ, внедрения инновационной отечественной продукции и технологий в строительной отрасли используются возможности ответственных институтов гражданского общества, открыто идут обсуждения и разъяснения в СМИ.
Устранение избыточных административных и технических барьеров – позволяет определять темпы, сроки и качество создаваемых объектов, условия добросовестной конкуренции. При этом, решая задачу, устанавливаются высочайшие требования к уровню безопасности и комфортности. И в период производства строительных работ, всего строительного процесса, и на этапе эксплуатации зданий, строений, сооружений, реализуемых инвестиционных строительных проектов комплексной застройки.
В это время, когда идет реформирование законодательной системы технического нормирования и регулирования в градостроительной сфере, здесь и сейчас, многоотраслевая направленность строительной деятельности определяет сверх ответственное отношение ко всему проектно-строительному конвейеру и к его участникам.
Этой цели подчинены принятые в рекордно короткие сроки, буквально пакетом, антикризисные законодательные инициативы и ряд нормативных правовых актов. Теперь необходимо переключиться на их системную реализацию с переосмыслением старой нормативной технической базы.
Объектами технического регулирования в строительстве прежде всего являются базовые организационно-технологические процессы создания объектов капитального строительства. Важно какие используются строительные конструкции, сети и системы инженерно-технического обеспечения, какие применяются строительные материалы и различные виды промышленной продукции, без которой нельзя создать современного сооружения любого назначения.
Процессы стандартизации и технического нормирования в строительстве крепко переплелись благодаря законодательно закрепленной системе обязательных требований к конечной продукции с оценкой их соответствия установленным в нормативных документах техническим параметрам. Наконец-то Технический регламент безопасности зданий и сооружений (384-ФЗ) и практически новая статья о государственном строительном надзоре в Градостроительном кодексе (ст. 54 ГрК РФ в редакции 170-ФЗ от 11.06.2021) должны заработать в единой системе технического регулирования и тем самым разрешить многие противоречия.
Например, снять межведомственный конфликт по вопросам пожарной безопасности, отменить устаревшие нормативы и дать дорогу инновациям, доказательная база применения для которых строится на параметрическом методе нормирования и риск-ориентированных расчетах. При этом особая роль здесь отводится цифровой трансформации отрасли, чтобы обеспечить надежность проводимой реформы в нормативном техническом регулировании.
Если кто-то сомневается и считает, что весь этот, как выражается молодежь, «хайп цифровизации» временное явление и не имеет отношения к сфере технического регулирования, то он сильно не прав. Вся положительная энергия и разум научного и профессионального сообщества должны быть консолидированы на создании полнофункциональной целостной цифровой системы объектов технического регулирования. Системы, открытой для развития и обеспечивающей те самые обязательные требования по качеству, производительности, по безопасности, по срокам, всем заданным критериям соответствия результатов выполненных работ, предоставляемых услуг и конечной продукции в целом.
Мы должны уметь измерить и рассчитать, выполнить тот регламент, который гарантирует требуемый результат, сократить издержки и вовремя прийти к финишу. Как тут без «цифры»? Без современных технологий информационного моделирования, средств электронного взаимодействия и коммуникаций при реализации строительных проектов?
Только согласованность принимаемых документов по стандартизации, обеспечивающих инновационное технологическое развитие отрасли и разрабатываемых по инициативе тех, кто видит себя успешным на строительном рынке, позволит совершить прорыв. А значит, выйти всему строительному комплексу на качественно новый рубеж.
Строительная отрасль участвует в создании основных фондов всех отраслей национальной экономики. От эффективности работы строительного комплекса страны во многом зависят как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность всей отечественной экономики. И это уже аксиома, не требующая доказательства.
Я уверен: эффективность работы строительного комплекса страны сегодня определяется уровнем цифровой зрелости и инновационного развития системы технического нормирования и регулирования в широком понимании значения этой системы для всей сферы градостроительной деятельности.