Сегодня строительный рынок нестабилен.
Снижается покупательский спрос, растут цены, банковский сектор не предлагает достаточно гибкого подхода к кредитованию строительных проектов. Тем не менее, главная задача реформы долевого жилищного строительства не изменилась. Цель — ускорить восстановление прав обманутых дольщиков и не допустить появления новых.
Недавно наш Экспертный совет при Комитете ГД по строительству и ЖКХ провел Секцию, где обсуждались вопросы отрасли для решения проблемы обманутых дольщиков.
В Едином реестре проблемных объектов по данным ДОМ.РФ зарегистрировано 1328 адресов, по 538 из них строительство будет завершено, по 760 принято решение о выплате компенсаций, 32 тысячи человек уже получили денежное возмещение.
Денежные компенсации — путь более быстрый. Есть предложение расширить права регионов по использованию этого механизма, чтобы граждане могли быстрее получить свои деньги и распорядиться ими по своему усмотрению.
Отметим, что сейчас за достройкой объектов в регионах, за выполнением «дорожной карты» нужен особо усиленный контроль, чтобы иметь возможность вовремя заметить, если инвестор не справляется со взятыми на себя обязательствами.
Хороший пример – Московская область, где в настоящее время действует системный подход, включающий строгий государственный надзор за строительством, включая объекты с долевым финансированием. При этом активно используются цифровые технологии в борьбе с «ложной информацией», а также для поощрения добросовестного выполнения.
В Краснодарском крае создана Региональная строительная компания, активная деятельность которой в опережающем режиме доказала эффективность такой административно-организационной схемы работы. Республика Башкортостан удачно применила механизм масштабных инвестиционных проектов.
Важно, чтобы все эти механизмы действовали открыто, прозрачно и наглядно как для всех надзирающих органов, так и для дольщика. Этому способствует и развивает свой успех система ЕИСЖС, в которой сегодня работают 3,5 тыс застройщиков, 550 банков, 2,5 тыс органов исполнительной власти, порядка 200 арбитражных управляющих и почти все региональные фонды.
Смысл существования самой системы однозначен — пристально следить за ходом строительства каждого жилого объекта, чтобы не допустить появление проблемных строений и пострадавших дольщиков. Но ответственная роль руководства регионов – определяющий фактор.