Основной темой заседания стали проблемы объектов незавершенного строительства.
В Государственной Думе под председательством члена Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимира Ресина состоялось заседание экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете по строительству и ЖКХ.
Основной темой заседания стали проблемы объектов незавершенного строительства. Участники заседания отметили, что значительное число недостроев является наследием советских времен и 90-х годов прошлого века, однако в 2000-е годы ситуация слабо поменялась и требует нестандартных решений.
На недавнем заседании Госсовета Владимир Путин поручил рассмотреть и определить судьбы замороженных объектов в двухлетний срок, до конца 2023 года.
«Строительство — фондообразующая отрасль в условиях геополитических вызовов. От согласованности и эффективности действий строительного комплекса страны во многом зависит благополучие наших граждан. Ситуацию с недостроями нужно менять. Это касается всех отраслей строительства. Это касается и коммерческого, и долевого жилищного строительства», — подчеркнул Владимир Ресин.
«К примеру, в Едином реестре проблемных объектов числятся 2189 недостроев, а Генеральная прокуратура фиксирует, что около 1500 объектов дополнительно находятся в так называемой серой зоне», — отметил он.
«Долгостроями нужно заниматься системно. Мы в Минстрое уже приступили к этой работе. Подготовлен и согласован ряд документов. С долгостроями будут работать в связке с адресной инвестиционной программой на 2023–2027 годы: это пятилетний план, и первые решения по упрощению процедур уже приняты. Продолжается работа по формированию нормативной базы, и планируем к концу года ее закончить, а дальше уже приступить к пошаговой реализации плана», — рассказал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Юрий Гордеев.
Как отметил заместитель Министра, проделан большой объем работы: в части как нормативной базы, так и анализа всех объектов незавершенного строительства на территории РФ. В утвержденных методических рекомендациях ФАИП при формировании Федеральной адресной инвестиционной программы приоритетными являются объекты незавершенного строительства, а также переходящие объекты, своевременная реализация которых позволит минимизировать возможность увеличения количества незавершенных объектов, а также поэтапно снижать количество долгостроев.
По заявлению аудитора Счетной палаты РФ Натальи Труновой, их ведомство регулярно мониторит ситуацию в регионах с незавершенными объектами и ведет их учет — речь об объектах, которые строятся за счет бюджетных средств. Наталья Трунова отметила, что бывают ситуации, когда у недостроенного объекта не оказывается собственника, он не отвечает современным градостроительным требованиям или уже устарел настолько, что единственный выход — это снос.
Все отмечают проблему, касающуюся бюджетного планирования, — это проектно-сметная документация. Регионы обязаны ее предоставить, чтобы попасть в федеральные программы. Без этого объект рискует стать незавершенным, но эта документация требует перепроектирования. Еще один до конца не решенный вопрос — списывание затрат.
По уточнению заместителя Председателя профильного комитета Николая Алексеенко, в рамках 44-ФЗ заключили 647 тыс. контрактов на общую сумму 10,95 трлн рублей, а каждый четвертый контракт был либо расторгнут, либо к поставщику применили штрафные санкции. Стоимость проблемных контрактов составила 4,37 трлн рублей.
«Вопрос выбора добросовестного подрядчика — один из наиболее острых», — подчеркнул Николай Алексеенко.
По словам Генерального директора ППК «Единый заказчик» Карена Оганесяна, сегодня в реестре организации 160 объектов в восьми федеральных округах, из них 54 активно строятся.
«Больше всего долгостроев среди объектов культуры, — отметил Карел Оганесян, — включая новый корпус Третьяковской галереи в шаге от Кремля. Нужно внести порядок и упростить схему консервации и признания объекта незавершенным строительством. Требуется простая система идентификации и документации. Необходимо внести ясность в определение самого понятия долгостроя».
По мнению Карена Оганесяна, необходимо увеличить долю строительной отрасли и ЖКХ в ВВП с 10% до 15% к 2030 году и в собираемых налогах — с 12% до 15% к 2025 году: на 500–600 млрд рублей.
«Со времен СССР не было такого количества возможностей контроля и учета, как сейчас организовал Минстрой, — считает Владимир Ресин. — Никто не хотел связываться с долгостроями: не понимали, за чей счет и под чью ответственность с ними работать. С 2023 года мы должны работать по новым правилам и системно».
Генеральный директор Росстройконтроля Владимир Щербинин считает, что основными причинами появления долгостроев являются нехватка средств заказчика, плохое финансовое планирование и утрата актуальности объекта. Владимир Щербинин согласился, что порядок определения статуса объекта незавершенного строительства и его кадастрового учета сегодня переусложнен и его необходимо значительно упростить.
«Ни один объект не может быть построен без проведенных изысканий и выполненного качественно проекта, — отметил Президент НОПРИЗ Михаил Посохин. — Оценка необходимости консервации или «достроя» требует особого подхода в зависимости от особенностей городской застройки конкретного города».
Заместитель губернатора Новосибирской области Роман Теленчинов отметил, что наличие большого количества недостроев ставит под опасность жизнь и благополучие граждан. Он обратил внимание на то, что нередко происходят несчастные случаи с детьми, которые играют на заброшенных строительных площадках, а ответственных найти практически невозможно.
В республике Карелия с 2020 года проводилась инвентаризация объектов незавершенного строительства, в свою очередь рассказала Министр имущественных и земельных отношений Республики Карелия Янина Свидская. По ее мнению, необходимо определить критерии признания объекта незавершенным и, возможно, увеличить срок такого признания в связи с удорожанием строительных материалов и внешними санкциями.
Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов подчеркнул, что Комитет готов рассмотреть все предложения.
«Строители не должны нести ответственность за долгострои, строитель — это исполнитель. Нужно выходить на повышение роли и ответственности проектных организаций. Нужно изменить подход к самому строительному циклу. Иначе получается, что деньги у нас есть, а построить ничего не можем. Мы всегда стремимся поддерживать бизнес, но нельзя поддерживать что‑либо в ущерб всему остальному. От недобросовестных застройщиков не должны страдать горожане и облик городов. Мы обязаны ужесточить законодательство, упростить порядок сноса проблемных объектов и одновременно упростить бизнесу возможность освободиться от подобных объектов. Это станет основным направлением деятельности Комитета в осеннюю сессию», — сказал парламентарий.
Законодательная власть в сфере градостроительства предоставила значительную свободу принятия решений федеральному правительству, регионам, чтобы они могли быть эффективными управленцами и хозяйствующими субъектами.
«Сегодня в составе ГД и комитетов рекордное число людей, которые стремятся и настроены помочь нам в решении этой проблемы. Много хозяйственников, управленцев и бизнесменов, которые знают ситуацию изнутри», — заключил Владимир Ресин.